Глава IX. Семетей. Поездка Семетея в Талас.
- Горе мне, что не пришлось мне увидеть хоть раз живым моего дорогого отца! - воскликнул он. - Горе мне, что эта заветная моя мечта не исполнилась.
И стал Семетей плакать. Потом, прочитав молитву, обращенную к духу Манаса и умерших, он вышел из пещеры. Когда они немного отошли в сторону, Семетей спросил у Бакая:
- Вместе с моим отцом в пещере лежат еще несколько человек, кто они?
- Манас не был простым смертным, - ответил Бакай, поэтому, наверное, к нему присоединились духи его батыров: Алмамбета, Чубака, Сыргака и девы Сайкал.
Бакай рассказал Семетею и о том, как после похорон Манаса дух - покровитель верблюдов привел к нему белого жеребца-верблюда, которого закололи в жертву духу Манаса, а мясо его сварили.
Семетей перед этим не спал подряд несколько ночей, а потому, решив отдохнуть, лег и крепко уснул.
Оставив его пока в покое, мы перейдем к рассказу о кузнеце Бёлёкбае.
***
Был этот Бёлёкбай задушевным другом Манаса, начальником над охранявшими казну Манаса сорока калеками. Был он сам калекой, безобразным на вид. После смерти Манаса Абыке с Кёбёшем, при разделе имущества, избили Белёкбая с его сорока калеками и, как собак, прогнали их в горы. С той поры он скитался в горах, питаясь охотой.
В тот день Бёлёкбай увидел сон: снилось ему, что приехал Семетей.
Проснувшись, он призвал своих сорок калек, рассказал им свой сон, залез на сторожевой камень посмотреть, что видно вокруг и где находится Бакай. Посмотрев, он увидел, что Бакай в одной рубашке что-то делает, нагнувшись. Всмотревшись еще раз, он заметил, что около Бакая как-будто виднеется еще какой-то человек.
Бёлёкбай, забрав с собой своих сорок калек и сивого валуха, которого он двенадцать лет поил и кормил, чтобы зарезать его, когда приедет Семетей, пошел по направлению к Бакаю. Когда он подошел, то увидел, что долгожданный Семетей, оказывается, прибыл.
- Вот как бог поправляет наши дела, - сказал Бёлёкбай и в радости упал на грудь Семетея.
Он рассказал ему обо всем пережитом и перенесенном. Оказалось, что и он сам и все его сорок калек не имеют одежды и ходят голыми.
Увидев это, Семетей повел их к тому месту, где Каныкей спрятала сокровища, и одел их всех с ног до головы.
Потом, вместе с Бакаем, Семетей уехал, а Бёлёкбаю с его людьми приказал находиться на месте и назначил день своего возвращения.
В пути Бакай рассказал Семетею о походах Манаса, показывал расположенные вокруг земли, которые они проезжали.
- При жизни твоего отца, султана, мы не встречали на своем пути земель и народов, которые не покорялись бы нам. При походах Манаса, окруженного сорока чоро, никогда не встречалось никого, кто бы противился нам. При жизни твоего отца - леопарда Манаса, жизнь в Таласе была сплошным и ежедневным празднеством.
Отец твой всегда слушался меня во всем, называл меня Бакай-ханом и ни одного решения не предпринимал без моего совета. Но не прошло и тридцати дней после того, как закрылись навеки очи твоего отца - леопарда Манаса, как мы стали переносить обиды и гонения.